С благодарностью
lena_ch 
, предоставившей интересную страницу. Речь, по-видимому, о журнале, который
издавался под названиями "Природа и человек" (1985–1989 гг.), "Природа и человек. Свет" (1990–2008 гг.), "Свет" (2009–2010 гг.).
Обложка не сохранилась. Со слов Елены, журнал -
91-го года.
***
***
Людмила Пекарь, кинодраматург, г. Киев
Помоги мне выжитьПисать о жестокости живодеров абсолютно бессмысленно.
Пусть даже вам удалось, днем и ночью разыскивая пропавшее животное, дознаться, сколько стоит выкупить собаку или кошку, сколько стоит банка собачьего жира, которым пользуют целители, сколько — полный багажник засоленных кож или живых кошек на корм песцам — возможно, судьба оставшихся еще страшнее, ибо они умрут от голода и жажды.
Удалось увидеть, как снимают с машины аккуратно удушенных по дороге ради удовольствия щенят: четырежды рецидивисты тут работают не только потому, что в другие места их не берут , но и потому, что убийство для них — удовольствие, так они устроены.
Все это ровно ничего не меняет.
Потому что шапка хоть не из Дружка, но из Лисички- сестрички. которая пожертвовала шкуру модницам и модникам отнюдь не потому, что имела запасную и, небось, лисята осиротели. И потому, что мясник шутит:
— Говядина синяя? А какого бы цвета стало ваше мясо, мадам, если бы вам. как тому бычку, случилось сорваться с крюка и голышом бегать после того, как с вас живьем содрали бы вашу нежную кожу?
Корова, всю молодость кормившая нас своим молоком, ничуть не меньший друг, чем кормившийся при нас безымянный пес, и, по справедливости, никак не заслуживает преждевременной, мучительной смерти.
В наших условиях это противоречие неразрешимо.
Не запрещать «будку» надо (особенно трогательно, когда это предлагают сделать в одном отдельно взятом городе), а так организовать быт, чтоб не было в ней надобности, не было ей поживы. Не административное распоряжение, а тотальный пересмотр основ. Впрочем, в какой отрасли сейчас удастся без такового обойтись?
...Жили-были девочка и собака. Однажды собака потерялась. От тоски девочка впала в тяжелую депрессию. По телевидению выступил врач и объяснил ситуацию. Собаку разыскали. Девочка выздоровела.
Почему миллионы людей вырезали и сохранили стострочную информацию об этом случае, передавая ее из рук в руки?
Сохранить газетную вырезку стало доступной формой протеста, иногда сознательного, против того образа соотечественника и современника, в котором даже в его беллетристических и киноидеалах не было души.
Шла «большая рубка». Всех и каждого обрубали под удобный манекен. Собак и кошек загнали под топор живодера: с точки зрения, которую долгое время считали у нас «государственной», их поголовье никакой ценности не представляло, — и именно в этом образе действий видели идеал порядка. Человеку, который жил, не слишком задумываясь (вменялось в обязанность выполнять, не задумываясь!), внушали, что бессмысленная жестокость — не жестокость и не бессмысленная, а деяние во имя его собственного блага. В каких только злодействах не обвиняли собак и их владельцев! Чего стоят одни лишь публикации центральных газет о том, что продуктов в стране не хватает потому, что их съели Жучки...
Случай из приволжского города и на этой демагогии поставил крест. Оказалось, что собака человеку нужна. И живая, а не прошедшая живодерню. И собственная, а не «несущая службу» на «запертой на замок» границе.
Заболевшая и выздоровевшая девочка стала символом больного, но вставшего на путь выздоровления общества. В обоих случаях помогла гласность.
Кстати, этот сюжет лег в основу художественного фильма. Но знают о его существовании немногие, потому что фильм не куплен прокатом и не растиражирован. После «Белого Бима» в прокат пришло столько писем с просьбой сделать еще фильм о животном, что — вещь неслыханная! — при вошедших в пословицу сложностях «пробивания» кинопродукции было декларировано специальное благоприятствование такой картине.
Тем не менее на экраны ее постеснялись выпустить, хотя сделвна она высокопрофессионально. Симптоматично, что отечественные режиссеры тоже постеснялись дать жизнь гуманному сценарию. Решился на это выпускник ВГИКа из Бурунди, одной из тех стран, которые мы в привычном высокомерии презрительно относили к слаборазвитым, хотя по многим показателям, в том числе заботе о животных и медицине, они давно нас обогнали.
Постеснялись даже опубликовать рецензию на эту интересную работу в кинематографической газете. Это Ленин мог себе позволить фотографироваться с котенком — он мог себе позволить и дворянское происхождение. А вот можете ли представить, чтобы даже демократический депутат, даже в популистских целях сфотографировался так? То-то.
Создан новый образ врага: это обладатель банки «собачьих» консервов. Аморально по отношению к труду земледельца, к природному назначению урожая не собрать его, не сохранить. Еще аморальнее не воздать должное тихому самопожертвованию коровы. Если один вид биологической жизни не может существовать иначе, как за счет другого вида, почему не размягчить термически и химически коровьи косточки, все до единой, не упрятать их для хранения и удобства в банки «собачьих» консервов, навсегда развеяв подозрение, что владельцы собак отнимают для них еду у людей? Почему не создать реальную основу для вегетарианства, поощряя выращивание богатых разнообразными белками культур и их же закупая за рубежом — скажем, вместо зерна, предназначенного на корм той же убойной скотине?
Но нет. Кости неизменно уничтожаются, а экономические планы не идут дальше призывов удорожить мясо и произвести его больше.
Удивительно ли, что ветеринарная служба действует по принципу «лучшее средство против перхоти — гильотина»?
И, как принято у нас, в любом деле она «под знаменем» высокомерного до анекдота афоризма: «Врач лечит человека, а ветеринар — человечество».
Афоризм верен в том с ног на голову смысле, что животных ветеринар, следуя указаниям, в том числе «Ветериарному уставу», который не претерпевал изменений, похоже, с времен военного коммунизма, не лечит. Вместо этого ему предписано» убивать сплошь и рядом. Даже если вылечить можно за минуту и лекарства есть. Скажем, лишаи.
Шестилетние девочки в украинских селах не знают ужаса, воспитанного в квартирах с гарнитурами, — невежественного ужаса! — перед лишаем. Как учила неграмотнвя бабушка, натирают облысевшие ушки котят соком крапивы.
Но московский ветеринар сказал моим знакомым:
— Только никому не говорите, что я взялся лечить лишай!
Думаете, вылечил? Прописал внутрь гризеофульвин, от которого, не дожив до конца шестинедельного курса, и котята, и их мама ножки протянули. Научить, как это делается, можно за полминуты. А дел было — два раза хорошо смазать йодом.
Помните из трифоновского «Старика»: «Нет человека — нет проблемы».
Слава богу, перестали у нас решать социальные проблемы, физически уничтожая их носителей. Но проблему лишая не решить, даже уничтожив всех кошек, как здоровых, так и больных. В школьную программу надо ввести обучение элементарным лечебным процедурам. У нас ведь событие, когда среди толпы, собравшейся вокруг упавшего с инфарктом, находится один, умеющий оказывать первую помощь. В подавляющем большинстве случаев упавший обречен. До лишаев ли тут?
В Польше на улицах висят плакаты с большим изображением кошки и надписью крупными буквами: «Помоги мне выжить — я тебе полезна», а ниже, шрифтом помельче — правила содержания кошек в городе. Там и чистые подвалы с доступом к доверяющим, не опасающимся человека животным и их потомству, и гигиеничные кормушки, и сбор средств.
Показали по телевидению сериал «Четыре танкиста и собака» и учредили телевизионный клуб с таким названием. Членами клуба разрешили стать любым четырем ребятишкам, у которых есть собака. Членский билет — корешок перевода символической суммы в адрес передачи. В ней, кстати, приняли участие кинозвезды. Одно дело — подобрать «кабыздоха», и совсем другое — принять его из рук знаменитой актрисы, когда тебя на экране видит вся страна. После того как всех бродячих собак в стране разобрали, а желающие стать «танкистами» еще оставались, постановили, что ими могут быть любые четверо, подобравшве кошку.
Условия жизни на Украине близки к польским, и мы решили перенять опыт соседей. Для клуба нашли идеальных ведущих: моложавую обаятельную руководительницу кружка юннатов и парня-афганца, чемпиона в спортивных соревнованиях, где спортсмен выступает вместе со своим эрделем. Запаслись письмом за подписью городского начальства и отправились на телевидение. Для начала решили, что предложение сочинить сценарий для уже существующей передачи «Доктор Айболит» — проверка рабочих данных. Но когда два сценария подряд были грубо отвергнуты, а потом их фрагменты появились на экране под чужим авторством, а клубу категорически отказали даже в праве показать себя перед худсоветом...
Так кто виноват в жестокостях «будки»?